ДЕНЬ МЁРТВЫХ В ПЛЕМЕНИ МОСКОВИТОВ
Эссе в стиле Пелевина
(с) Дмитрий Лернер
День Мертвых, Día de los Muertos – традиционный праздник, посвящённый памяти умерших. По поверью, в эти дни души мертвых возвращаются на землю. Майя и ацтеки в этот день приносили дары богине Миктлансиуатль и сооружали стены с изображением черепов – цомпантли. День Мертвых ежегодно отмечается в Мексике, Гватемале, Гондурасе и других странах третьего мира. Очень интересно проходит этот праздник у первобытного таежного племени московитов (самоназвание – «русские»).
В этот день московиты устраивают яркий, веселый карнавал, сопровождающийся, однако, шокирующе-откровенной символикой смерти. Улицы городов наполняют ряженые. Женщины и дети, включая грудных младенцев, одеваются в костюмы мертвецов (их роль выполняет сильно искаженная униформа одной древней армии, о которой известно лишь, что почти все ее солдаты погибли страшной, бессмысленной смертью). Откровенно хтоническим атрибутом является и карнавальное шествие с изображениями мертвецов, насаженными на деревянную палку (материалом обычно служит осина – дерево мертвых у многих народов Евразии).
Обязательным в эти дни считается ношение магического амулета, в древние времена позволявшего московитам отделить своих от чужаков. Амулет имеет вид ленты, окрашенной в цвета дыма и огня (по-видимому, его символика связана с принесением жертв богине Миктлансиуатль, поскольку они сжигались на огромном костре).
Важным атрибутом Карнавала Победы (Carnaval de la Victoria) является также почитание старейшин племени. Их облачают в фантастические костюмы, преувеличенно изображающие великих воинов прошлого. Костюм включает фантастические, никогда не существовавшие военные награды, однако состоятельные московиты иногда щеголяют и в настоящих древних орденах, представляющих большую историческую ценность. Ордена, как настоящие, так и изготовленные кустарным способом, в дни карнавала можно приобрести на многочисленных уличных рынках.
Московиты верят, что одетые определенным образом старейшины – и есть мифические герои древней космической битвы добра и зла, так называемые Los Veteranos. В этой битве, случившейся в незапамятные времена, московитский бог войны, известный как Nuestro Senior Generalissimus, Don Zhukov или Iisus Christos, победил демонов тьмы, Los Fascistos, ассоциированных с Западной стороной мира. В архаическом сознании московитов, Запад – символ заката Солнца, наступления ночи; он ассоциируется с упадком, разложением и нарушением норм первобытной морали. Как и другие язычники, московиты одновременно верят в то, что космическая битва случилась давным-давно, и в то, что она вновь и вновь происходит в майские дни Día de los Muertos, и московиты вновь и вновь в ней побеждают.
После участия в карнавальном шествии и возложении цветов к символическим могилам предков, московиты, как правило, устраивают трапезы на природе, сопровождающиеся употреблением алкоголя и жареного мяса (тут уместно вспомнить, что само слово «карнавал» происходит от слова «саrnе» – мясо).
По мнению некоторых антропологов, сочетание безудержного веселья с символикой смерти вводит празднующих в особое, пограничное состояние духа, напоминающее эффект некоторых наркотиков. По-видимому, это позволяет московитам смириться с убогостью прозябания на таежных болотах и обрести иной, уже не доступный цивилизованному человеку, смысл жизни.